100-летие службы
Управление
Основные направления деятельности
Профилактика инфекционных заболеваний
Санитарный надзор
Защита прав потребителей
  
Законодательство в сфере ЗПП
  
Справочная информация
  
Деятельность в сфере ЗПП
  
Вопрос-Ответ
  
Защита прав потребителей в схемах
 
Санпросвет
Контрольная (надзорная) деятельность
 
Деятельность по оказанию государственных услуг
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Информационные системы, реестры Роспотребнадзора
Евразийский экономический союз
 
Политика в отношении обработки персональных данных
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Противодействие коррупции
Государственная служба и кадры
Обращения граждан
Государственные услуги
Информирование
Абитуриентам
Деятельность территориальных отделов
Документы
Пресс-центр
Консультирование потребителей
Консультирование контролируемых лиц
Дополнительные информационные ресурсы
 
Войти
Основные направления деятельностиЗащита прав потребителейДеятельность в сфере ЗПП

Вопрос: Я являюсь собственником земельного участка, на нем отсутствуют жилые постройки, мусор также не образуется, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) начисляет суммы к оплате, обязана ли я оплачивать данные начисления? (Кристина Б.)

 

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Часть 9 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что собственники жилых домов вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Вместе с тем, в силу пункта 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуются ТКО.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствуют о ненакоплении ТКО владельцами указанных земельных участков в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество. Соответственно, при отсутствии на территории земельного участка зарегистрированного и незарегистрированного имущества, пригодного для проживания, обязанности по оплате услуг за обращение с ТКО не имеется.

Данную позицию высказал Верховный Суд РФ в своем определении от 6 июля 2022 г. № 309-ЭС22-10066 по делу № А71-8061/2021.

Таким образом, у регионального оператора отсутствуют основания для начисления платы за обращение с ТКО, а у собственника земельного участка не имеется обязанности по оплате данных начислений в том случае, если на земельном участке нет зарегистрированных жилых помещений, а также не подтвержден факт образования отходов.

 

Приложение: определение Верховного Суда РФ от 6 июля 2022 г. № 309-ЭС22-10066 по делу № А71-8061/2021

Версия для печати       Сохранить в DOC