100-летие службы
Управление
Основные направления деятельности
Профилактика инфекционных заболеваний
Санитарный надзор
Защита прав потребителей
  
Законодательство в сфере ЗПП
  
Справочная информация
  
Деятельность в сфере ЗПП
  
Вопрос-Ответ
  
Защита прав потребителей в схемах
 
Санпросвет
Контрольная (надзорная) деятельность
 
Деятельность по оказанию государственных услуг
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Информационные системы, реестры Роспотребнадзора
Евразийский экономический союз
 
Политика в отношении обработки персональных данных
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Противодействие коррупции
Государственная служба и кадры
Обращения граждан
Государственные услуги
Информирование
Абитуриентам
Деятельность территориальных отделов
Документы
Пресс-центр
Консультирование потребителей
Консультирование контролируемых лиц
Дополнительные информационные ресурсы
 
Войти
Основные направления деятельностиЗащита прав потребителейДеятельность в сфере ЗПП

В преддверии Дня защитника Отечества 23 февраля возникает вопрос, что подарить близкому человеку. Одними из самых распространенных подарков являются ювелирные изделия и парфюмерная продукция.

Для того чтобы сделать правильный выбор, а сами подарки были безопасными, качественными и оставили только приятные впечатления, Управление Роспотребнадзора по Вологодской области информирует потребителей об особенностях продажи данных товаров.

При приобретении ювелирных изделий потребителю необходимо обратить внимание на наличие оттиска пробирного клейма («пробы»), а на продукции Российских предприятий — еще и именинника производителя. Ограненные бриллианты и изумруды продаются только при наличии сертификата на каждый камень или партию.

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения изделия), артикула и модели общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, а также цены изделия.

При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным. Для колец, цепей и браслетов указывается размер. После покупки следует обязательно сохранить кассовый и товарный чеки и бирку.

Предназначенная для покупателя информация об изделиях из драгоценных металлов и камней помимо сведений, которые указываются для прочих товаров, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах, извлечения из стандартов о порядке клеймения и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм, которые показывают, какая массовая доля драгоценного металла присутствует в изделии.

Пробирное клеймо представляет собой: шифр пробирной инспекции (одна буква); знак удостоверения, представляющий из себя женскую голову в кокошнике в профиль, повернутую направо (с 1958 по 1993 г.г. знаком удостоверения было изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды); знак пробы. Для ювелирных украшений используются следующие метрические пробы:

- платиновые – 950, 900, 850

- золотые – 999, 958, 750, 585, 500, 375

- серебряная – 999, 960, 925, 875, 830, 800;

- палладиевая – 850, 500.

Исключение составляют российские изделия из серебра весом до 3 граммов. Их продажа допускается без оттиска государственного пробирного клейма.

Самым низкокачественным сплавом считается золото 375 пробы. Такое изделие может быстро окисляться и покрываться налетом и, соответственно, цена на данное изделие значительно ниже по сравнению с изделиями 585 пробы, которые на сегодняшний день являются более распространенными и имеют большой спрос у потребителей.

По требованию потребителя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и камней с применением средств измерений, находящихся в исправном состоянии и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма и его качество, наличие оттиска именника (для изделий отечественного производства), а также сертификата на ограненный драгоценный камень.

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Обращаем внимание потребителей на то, что изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату.

Вместе с тем, если приобретено ювелирное изделие ненадлежащего качества, то потребитель имеет право:

- на замену на товар этой же или другой марки;

- на соразмерное уменьшение покупной цены;

- на незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- на отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы.

Будьте внимательными при покупке ювелирных изделий, проверяйте товары на наличие пробы, целостности пломбы, сведений о заводе-изготовителе, ознакомьтесь с условиями гарантии и возврата.

На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом продажи товара. В данном случае потребитель может воспользоваться правами, предусмотренными статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ).

Так, потребитель вправе отказаться от покупки ювелирного изделия в любое время до его передачи, а после передачи изделия в течение 7 дней.

Кроме того, если потребителю не была предоставлена информация о порядке и сроках возврата ювелирного изделия в момент его доставки, потребитель вправе отказаться от изделия в течение трех месяцев с момента его передачи.

Но следует учитывать, что при дистанционном способе продажи товара возврат ювелирного изделия надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ (товарный или кассовый чек, квитанция, свидетельские показания и др.), подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца и потребительская упаковка.

 

Продажа парфюмерной продукции регулируется в том числе Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», устанавливающим требования к парфюмерно-косметической продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности.

Помимо этого, парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ 31678-2012 «Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия» (стандарт распространяется на спиртосодержащую парфюмерную жидкую продукцию - духи, одеколоны, парфюмерные, туалетные и душистые воды) и ГОСТ 32853-2014 «Продукция парфюмерная твердая и сухая. Общие технические условия» (применяется с 01.01.2016).

Парфюмерная продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Единый знак обращения свидетельствует о том, что маркированная продукция прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

При выборе духов потребителям следует придерживаться следующих советов.

Совет № 1. Приобретать парфюмерную продукцию лучше в специализированных магазинах.

Совет № 2. При покупке духов обратите внимание на целостность упаковки. Она должна быть плотная, без деформации. Надписи, штрих-коды должны быть четкими.

Необходимо обратить внимание на информацию, которая размещена на упаковке, этикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше. Указанная информация должна содержать следующие сведения:

- наименование парфюмерной продукции;

- назначение парфюмерной продукции;

- наименование изготовителя и его местонахождении (юридический адрес, включая страну);

- наименование и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена Таможенного союза;

- состав;

- ограничения (противопоказания) для применения;

- объем или масса продукции;

- срок годности;

- дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

- условия хранения, способ применения и особые меры предосторожности при применении продукции;

- номер партии, список ингредиентов (списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав», ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава.).

- способ и условия хранения и др.

Совет № 3. Желательно брать флаконы с парфюмерной продукцией, которые не подвергались нагреву от осветительных приборов.

Совет № 4. При выборе парфюмерной продукции также необходимо обратить внимание на наличие на потребительской упаковке или этикетке обязательной маркировки средствами идентификации в виде двухмерного штрихового кода.

В соответствии с постановлением Правительства от 28.04.2018 № 792 «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» парфюмерная продукция (духи, вода туалетная, одеколоны) подлежит обязательной маркировке. Регистрация в системе Честный ЗНАК – необходимое требование для всех участников оборота маркированной продукции. На каждом товаре должен быть нанесен код в формате Data Matrix — это фактически цифровой двойник каждой упаковки. Данные передаются в систему «Честный знак», где движение товара отслеживается на всем пути — до покупателя.

Наличие указанной маркировки позволяет сделать вывод о том, что указанная парфюмерная продукция не является контрафактной.

Совет № 5. В случае, если имеются сомнения относительно происхождения парфюмерной продукции, потребитель вправе ознакомиться с товарно-сопроводительной документацией на товар, потребовав ее у продавца.

Совет № 6. Продавец не вправе ограничивать потребителя в возможности ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

Совет № 7. Обращаем особое внимание, что парфюмерная продукция не подлежит возврату или обмену, если она вам не подошла по каким-либо характеристикам (п. 3 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Вернуть товар можно, только если он оказался ненадлежащего качества.

 

При приобретении других товаров в качестве подарка к празднику (кроме ювелирных изделий и парфюмерной продукции), потребителю следует знать, какие у него есть права при продаже товаров с недостатками и как отказаться от некачественного товара.

В случае если в приобретенном товаре потребителем был обнаружен недостаток, и он не был оговорен продавцом, то на основании п. 1 ст. 18 Закона РФ потребитель вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула; потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, которые возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при ее проведении.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы.

Потребителю необходимо знать, что требование к продавцу о возврате денег за товар носит имущественный характер. В случае отказа продавца в удовлетворении требований потребителя спор разрешается в судебном порядке.

 

Желаем вам удачных покупок!

 

 

 

Версия для печати       Сохранить в DOC