Федеральным законом от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в законную силу с 1 сентября 2023 года, введено регулирование деятельности агрегаторов, их правоотношений с перевозчиками легковым такси и пассажирами, а также распределяется ответственность участников перевозки за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, создается правовая основа для работы самозанятых в данной отрасли. Принятие этого закона стало необходимостью в связи с тем, что до последнего времени законодательством не была урегулирована деятельность агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами. Именно агрегаторы стали драйвером рынка в последнее время, обеспечив резкий рост количества перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Федеральный закон вводит ряд принципиально новых положений. Во-первых, в соответствии со статьей 5 помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси смогут получать и самозанятые граждане. Разрешения на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси предоставляются бесплатно, в электронном виде. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешение предоставляется на срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. Физическим лицам разрешение предоставляется на пять лет либо меньший срок в случае, если физическое лицо указало его в заявлении о предоставлении разрешения. Во-вторых, Федеральный закон предусматривает ведение трех реестров: - региональный реестр перевозчиков легкового такси (включает информацию о перевозчиках, разрешениях по перевозке, а также приостановке, аннулировании разрешений); - региональный реестр легковых такси (содержится информация о транспортных средствах); - региональный реестр служб заказа легкового такси (содержит сведения о службах заказа такси, о приостановлении, возобновлении, аннулировании прав). В-третьих, субъектам Российской Федерации дано право устанавливать требования к аттестации водителей на знание города (объекты культуры, здравоохранения, органов власти и проч.), действий в чрезвычайных ситуациях, правил перевозки пассажиров. В-четвертых, Федеральным законом (ст. 12) предусматриваются требования к перевозчику легкового такси: - использовать в качестве легкового такси транспортное средство, которое допущено к участию в дорожном движении (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации), соответствует требованиям, установленным статьей 9 Федерального закона, и сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси; - допускать к управлению легковым такси водителя, являющегося работником перевозчика; - обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством, требований по учету указанного времени; - находиться на учете в налоговых органах на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом которого предоставлено разрешение; - обеспечивать оформление путевого листа; - в случае заключения договора со службой заказа легкового такси представлять в указанную службу сведения о готовности к выполнению заказов легкового такси, а также о времени начала и окончания выполнения заказов легкового такси; - вести в электронной форме или на бумажном носителе журнал регистрации заказов легкового такси путем внесения в него следующих сведений: номер заказа легкового такси; дата и время принятия заказа легкового такси; дата выполнения заказа легкового такси; адрес места прибытия легкового такси и адрес места окончания перевозки легковым такси; марка, модель и государственный регистрационный номер легкового такси, фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя легкового такси; планируемое и фактическое время прибытия легкового такси и окончания перевозки легковым такси и др. В-пятых, Федеральным законом установлены требования к службе заказа легкового такси (ст. 19): - обеспечивать прием, передачу и сохранность сведений о заказах легкового такси с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории Российской Федерации; - передавать заказ легкового такси на основании договора, заключенного с перевозчиком; - передавать в региональную информационную систему легковых такси сведения о перевозках пассажиров и багажа легковым такси, в том числе о местоположении такси и водителе такси; - вести журнал регистрации заказов такси, регистрировать в нем наименование перевозчика, которому передан заказ легкового такси; - ежедневно осуществлять проверку сведений о разрешениях в региональном реестре перевозчиков легковым такси и сведений в региональном реестре легковых такси, осуществлять контроль времени работы водителей легковых такси и др. Таким образом, введение вышеизложенных требований должно способствовать совершенствованию механизма защиты прав потребителей при организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Закон прежде всего направлен на обеспечение защиты интересов пассажиров и перевозчиков легковым такси. Конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа легковым такси, допуск физических лиц – самозанятых – к перевозкам, а также требования к водителям такси позволят создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования такси, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере. |