Исходя из требований жилищного законодательства РФ, граждане и организации обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги. Согласно ст.154 Жилищного кодекса РФ, плата вносится за горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, обращение с ТКО, канализацию. Оплата осуществляется по установленным региональными органами самоуправления тарифам. Размер платы считают по объему потребляемых услуг при помощи показаний счетчиков. Если счетчик отсутствует, расчет осуществляется по нормативам. Однако многие из нас сталкивались с ситуацией, когда жилищно-коммунальные услуги не потреблялись либо были оказаны ненадлежащим образом, а счет на оплату выставлен прежний. В этой статье рассмотрим основания и порядок перерасчета платы за коммунальные услуги. Порядок и основания перерасчета платы регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Перерасчет платы осуществляется по следующим основаниям: 1. Временное отсутствие потребителя. Под временным отсутствием понимается отсутствие потребителя более 5 полных календарных дней подряд в занимаемом жилом помещении. В данном случае жилое помещение не должно быть оборудовано индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (ИПУ). Наличие (отсутствие) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления указанных обстоятельств и порядок его заполнения утверждены Приказом Минстроя РФ от 28.08.2020 №485/пр. Плата за коммунальные услуги пересчитывается пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в него. Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней после получения исполнителем услуги соответствующего заявления потребителя о перерасчете, поданного: - до начала периода временного отсутствия потребителя, за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев; - не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя, за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета. 2. Предоставление некачественных жилищно-коммунальных услуг При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом (нежилом) помещении жилищно-коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Перерасчет также производится при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов. Максимальное время перерывов для разных услуг: - электричество – допустимо отключение не больше чем на 2 часа, если существует два независимых источника питания. Если такой источник только один, возможно отсутствие электроснабжения до суток; - отопление – все перерывы в сумме не могут составлять больше 24 часов за месяц. Единовременные перерывы зависят от температуры внутри жилых помещений. От +12°С до нормативной – 16 часов, при +10+12°С – 8 часов, при +8+10°С – остановить подачу отопления могут только на 4 часа; - газ – на 4 часа в общей сложности за месяц; - холодная вода – на 4 часа единовременно, а за весь месяц перерывы не должны быть более 8 часов; - горячая вода – допустимы те же 4 подряд и 8 часов за месяц, но при аварии на тупиковой магистрали перерыв может составить до 24 часов; - обращения с ТКО – максимальный перерыв зависит от среднесуточной температуры на улице. В теплую погоду (от +5°С градусов и выше) коммунальные службы могут приостановить утилизацию мусора на срок до 24 часов. Если на улице холоднее (от +5°С и ниже), перерыв может составить 48 часов. Однако за месяц все перерывы не могут превышать 72 часов. Также потребители вправе подать аналогичные обращения по осуществлению перерасчета платы за оказание ненадлежащих услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД. 3. Расхождение между фактическими показаниями приборами учета коммунальных ресурсов и принятыми к расчету. Перерасчет размера платы должен производится исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. Перерасчет платы за услуги осуществляется исполнителем, в адрес потребителя направляется требование о внесении доначисленной платы либо уведомление об излишне начисленной плате. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. 4. Ошибки при расчете платы. Технические и счетные ошибки, применение не того тарифа, норматива потребления и т.д. являются основанием для осуществления перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги. При обнаружении указанного основания потребитель вправе обратиться к исполнителю услуги с соответствующим заявлением. Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. В этом случае при пересчете используются те тарифы, которые действовали в момент оказания коммунальных услуг. 5. Безучетное потребление коммунальных ресурсов. Бывают случаи, когда «предприимчивые» потребители осуществляют незаконное подключение к инженерным сетям, в связи с чем оплачивают коммунальные услуги по минимальной стоимости либо не оплачивают вовсе. При выявлении поставщиком услуг такого подключения к инженерным системам потребителя обяжут устранить нарушение и пересчитают плату за коммунальные услуги. За неучтенное потребление коммунальных услуг поставщик/исполнитель услуги доначислят плату с учетом объемов коммунального ресурса. |