8 сентября в России отмечается День финансиста – профессиональный праздник, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1101. Дата выбрана не случайно – в этот день в 1802 году император Александр I основал Министерство финансов России. В настоящее время существует огромное количество динамично развивающихся компаний, работающих в сфере оказания финансовых услуг. К ним относятся банки, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, страховые организации и т.д. Поэтому многие из нас ежедневно становятся потребителями финансовых услуг. Права потребителей финансовых услуг всегда нуждаются в защите. Человека могут обмануть на самых, казалось бы, безобидных, на первый взгляд, моментах – например, при заключении договоров с кредитными, страховыми организациями. Нередки случаи финансовых злоупотреблений, накопление гражданами непосильных долгов и кредитов. Финансовые мошенники заманивают жертв идеей легкого заработка и позже их же разоряют. Финансовая грамотность – это не только знание терминов и правил, но и умение планировать свой бюджет, откладывать на цели, инвестировать с умом, защищать свои права и интересы. Финансовая грамотность помогает нам быть более ответственными, самостоятельными и успешными. Овладев финансовой грамотностью, человек получает ключ от финансового благополучия и уверенность в завтрашнем дне. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Цель Стратегии – формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надёжной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей финансовых услуг. Роспотребнадзор поддерживает принятие любых шагов, направленных на рост информированности потребителей, повышение потребительской грамотности, подчеркивая, что право на просвещение в области защиты прав потребителей является одним из базовых и неотъемлемых прав потребителей, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей». Именно с приобретением уверенных знаний в области оказания финансовых услуг для потребителей открываются новые возможности, связанные с улучшением качества жизни и повышением личного благосостояния. Так, в соответствии со Стратегией финансово грамотный гражданин должен как минимум: - следить за состоянием личных финансов; - планировать свои доходы и расходы; - формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств; - иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию; - рационально выбирать финансовые услуги; - жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; - знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг; - быть способным распознавать признаки финансового мошенничества; - знать о рисках на рынке финансовых услуг; - знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика; - вести финансовую подготовку к жизни на пенсии. В рамках просветительской деятельности Управлением на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения, распространяются информационные материалы с целью просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг, на получение необходимой и достоверной информации о банковских продуктах, реализации права на приобретение финансовых услуг надлежащего качества, о защите конфиденциальности и персональных данных потребителей, а также о механизмах урегулирования споров. Основной целью проведения мероприятий является привлечение внимания потребителей к вопросам разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным сбережениям, содействие повышению уровня информированности населения по вопросам личных финансов и способствование развитию навыков грамотного решения финансовых вопросов. С памятками для потребителей финансовых услуг можно ознакомиться на сайтах Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей в сети «Интернет» по адресу: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/, а также на портале https://vashifinancy.ru/. |