В современном мире ни один человек не обходится без использования различной техники. В каждом доме, у каждого члена семьи имеется хотя бы одно техническое устройство. Вся бытовая техника работает от электричества. Случаются ситуации, при которых в связи с перенапряжением систем электроснабжения происходят скачки. Такие перепады напряжения наиболее актуальны в новогодние праздники, так как многие люди украшают свои дома электрическими гирляндами. Существует ряд причин перенапряжения в электричестве, большинство из которых происходят не по вине потребителя. Причины скачков и отклонений от номинальных значений: - аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач); - импульсные скачки напряжения из-за молнии; - обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева; - повреждения кабеля при копке траншей; - отключение электроэнергии, приведшее к скачкам напряжения; - перекос фаз, приведший к перенапряжению (подача более 300 вольт в сеть из-за отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите). Основные требования к качеству коммунальных услуг, в том числе к электроснабжению, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354: - напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014); - не допускается отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. При возникновении скачка напряжения, вследствие чего перегорели электрические приборы, гражданину необходимо руководствоваться разделом 10 Правил № 354. В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Согласно п. 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: - нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; - вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; - убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с указанными Правилами; - моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами № 354. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Статья 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги; - соответствующее уменьшение цены оказанной услуги; - возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Вместе с тем, исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. Что делать, если в квартире произошло перенапряжение в электричестве и перегорели электроприборы? Во-первых, необходимо зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (Правилами № 354), уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сам факт скачка напряжения обязательно должен быть зафиксирован в акте о произошедшей перемене напряжения с указанием даты и точного времени. Во-вторых, необходимо подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями. В-третьих, установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке. На основании положений Правил № 354 исполнителем услуг по электроснабжению для граждан могут быть: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу. В-четвертых, предъявить претензию лицу, который причинил вред вашему имуществу. В-пятых, при отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, гражданин имеет право предъявить иск в суд. В случае перегорания электроприборов, которое произошло в результате перенапряжения электричества, рекомендуем руководствоваться вышеизложенным правилам, для защиты своих потребительских прав. Счастливого Нового года! |