100-летие службы
Управление
Основные направления деятельности
Профилактика инфекционных заболеваний
Санитарный надзор
Защита прав потребителей
  
Законодательство в сфере ЗПП
  
Справочная информация
  
Деятельность в сфере ЗПП
  
Вопрос-Ответ
  
Защита прав потребителей в схемах
 
Санпросвет
Контрольная (надзорная) деятельность
 
Деятельность по оказанию государственных услуг
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Информационные системы, реестры Роспотребнадзора
Евразийский экономический союз
 
Политика в отношении обработки персональных данных
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Противодействие коррупции
Государственная служба и кадры
Обращения граждан
Государственные услуги
Информирование
Абитуриентам
Деятельность территориальных отделов
Документы
Пресс-центр
Консультирование потребителей
Консультирование контролируемых лиц
Дополнительные информационные ресурсы
 
Войти
Основные направления деятельностиЗащита прав потребителейДеятельность в сфере ЗПП

В своем информационном письме от 6 августа 2019 г. № ИН-06-59/65 Банк России обращает внимание кредиторов на то, что согласие заемщика на оказание ему дополнительных платных услуг при предоставлении потребительского кредита должно быть отражено непосредственно в заявлении о предоставлении кредита, а не в отдельном документе или иным способом. Такие требования установлены Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В бланке заявления на выдачу потребительского кредита (займа) кредитор обязан указать стоимость дополнительных платных услуг и предоставить заемщику возможность отказаться от них. При этом кредитор должен указать в заявлении стоимость дополнительных услуг и обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от них. Банк России отмечает, что такие правила необходимы для соблюдения интересов заемщика как в целях совершения им обдуманного выбора в пользу отказа или согласия на оказание дополнительных услуг, так и для наиболее полного информирования заемщика о всех расходах, которые он понесет после заключения договора потребительского кредита (займа).

В ряде случаев кредиторы не указывают соответствующие сведения в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа), а фиксируют факт приобретения заемщиком дополнительных услуг путем подписания им отдельного документа или иным способом, что затрудняет оценку заемщиком общего размера принимаемых на себя обязательств, в связи с этим Банк России призывает кредиторов соблюдать требования к оформлению заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) в случае предложения заемщику дополнительных платных услуг. Также он напоминает о необходимости информирования заемщика, отказавшегося от дополнительной услуги страхования жизни и здоровья, о разнице в стоимости кредита (займа) со страховкой и без неё.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", согласие потребителей на выполнение дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Способы доведения до потребителя информации, предоставляемой о дополнительных услугах, а также способ оформления согласия на их предоставление определены в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". При предложении услуг (в том числе третьих лиц) при кредитовании должно оформляться заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг.

Последствия предоставления согласия на такие услуги должны быть указаны в кредитном договоре, что следует из ст. ст. 8, 10 Закона "О защите прав потребителей", п. 18 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

Условия об обязанности заемщика заключить другие договоры либо пользоваться услугами кредитора или третьих лиц за плату в целях заключения договора потребительского кредита (займа) или его исполнения включаются в индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) только при условии, что заемщик выразил в письменной форме свое согласие на заключение такого договора и (или) на оказание такой услуги в заявлении о предоставлении потребительского кредита (п. 18 ст. 5 Федерального закона № 353-ФЗ).

Зачастую дополнительные платные услуги навязываются кредитными организациями путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, при этом банки обосновывают это тем, что данные услуги являются обязательными и отказ от них невозможен.

Наиболее распространенными являются следующие дополнительные платные услуги, навязываемые банками: 1) навязывание заемщику платной услуги по подключению к Программе страхования жизни и здоровья без его согласия; 2) навязывание конкретной страховой организации, не предоставляя выбора между несколькими; 3) обуславливание кредитования обязательным открытием банковского счета, в настоящее время распространено заключение так называемых «договоров комплексного обслуживания»; 4) навязывание услуг по смс-уведомлению заемщика о поступлении платежа по кредитному договору.

При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены – вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются кредитной организацией в полном объеме.

В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться в кредитную организацию с письменным заявлением об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.

 

Версия для печати       Сохранить в DOC