Управление
Основные направления деятельности
Профилактика инфекционных заболеваний
Санитарный надзор
Защита прав потребителей
  
Законодательство в сфере ЗПП
  
Справочная информация
  
Деятельность в сфере ЗПП
  
Публикация СМИ
  
Вопрос-Ответ
  
Защита прав потребителей в схемах
Контрольно-надзорная деятельность
 
Государственная регистрация, лицензирование
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Информационные системы, реестры Роспотребнадзора
Евразийский экономический союз
 
Политика в отношении обработки персональных данных
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Противодействие коррупции
Государственная служба и кадры
Обращения граждан
Государственные услуги
Для предпринимателей
Абитуриентам
Деятельность территориальных отделов
Документы
Пресс-центр
Консультирование потребителей
Дополнительные информационные ресурсы
 
Войти
Основные направления деятельностиЗащита прав потребителейДеятельность в сфере ЗПП

В настоящее время приобрели популярность онлайн-сервисы по заказу услуг такси (агрегаторы). Благодаря удобству, потребители все чаще прибегают к их использованию. Через онлайн-сервис по заказу услуг такси потребитель значительно быстрее может вызвать машину без общения с оператором, при этом установлены единые тарифы, машина приезжает в течение 3-4 минут, так как распределение вызовов происходит по географическому признаку (приезжает на заказ ближайший автомобиль).

Деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров легковым такси регулируется следующими нормативными правовыми актами: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1); Постановление Правительства РФ от 14.02.2009.№ 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Заказ легкового такси с использованием средств связи — это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.

Для того чтобы лучше понимать роль и пределы ответственности агрегаторов в гражданском обороте, нужно знать, по каким правилам они работают. Агрегатор - это тот, кто собирает и группирует объекты, представляющие интерес для потребителей и формирует из этих объектов самостоятельные категории. Услуги, которые оказывают агрегаторы — это доступ к программам и сервисам на сайте, где представлено множество предложений в различных категориях и ценовых сегментах. Агрегаторы не осуществляют поиск клиентов, а используют IT-решения, позволяющие клиентам самим находить нужные товары и услуги. Что касается договорных конструкций – наибольшее распространение на практике получила схема работы агрегатора с использованием договора возмездного оказания услуг. В этом случае агрегатор не вмешивается в бизнес-процессы привлекаемых сторон. Он только сводит их друг с другом для заключения сделок, то есть выступает самостоятельной фигурой. К такому соглашению применяются правила главы 39 Гражданского кодекса РФ о договоре возмездного оказания услуг с правом агрегатора установить, в том числе и плату за отказ от своих услуг. Помимо предоставления своих услуг исполнителю, которому он помогает привлечь клиентов, агрегатор в ряде случае оказывает определенное содействие, но это не освобождает самого исполнителя от выполнения своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Услуги перевозки пассажиров легковым такси могут оказываться непосредственно самими перевозчиками, имеющими соответствующую лицензию на осуществление деятельности, так и агрегаторами услуг такси, при этом агрегаторы услуг такси заключают с таксопарками (непосредственными перевозчиками) договоры об оказании таксомоторных перевозок, в связи с чем с заказа, предоставляемого водителю любого таксопарка, они взимают комиссию. Агрегаторы обязаны привлекать к сотрудничеству только лицензированных водителей путем заключения с ними договора об оказании информационно-диспетчерских услуг.

Агрегаторы услуг такси в онлайн-сервисе обязаны предоставлять полную и достоверную информацию непосредственно о водителе, осуществляющем перевозку пассажира, стоимости поездки (ст. 9,10 Закона №2300-1), право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона №2300-1). В случае если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона №2300-1). Ответственность агрегаторов за доведение недостоверной или неполной информации об услуге установлена ст. 12 Закона №2300-1.

При прибытии такси к месту назначения агрегатор обязан предоставлять заказчику информацию о местонахождении транспортного средства, его регистрационном знаке, марке, цвете кузова и фактическом времени подачи, контролировать исполнение заказа, а также предупреждать заказчика о задержке подачи автомобиля или невозможности исполнить заказ с предложением варианта на замену.

Ответственность за качество услуг несут непосредственно таксопарки. Агрегаторы услуг такси, в случае значительного числа жалоб потребителей или некачественного оказания услуг водителями, могут ввести задержку отправки заказов для того или иного таксопарка, или вовсе прекратить отношения с ним, исключив из системы заказов. Подобная система позволяет оперативно предоставлять потребителям качественные услуги и одновременно обеспечивать таксопарки и водителей стабильным числом заказов.

При осуществлении перевозки легковым такси пассажир не всегда доволен качеством услуг исполнителя.

Пассажиру, которого не устроило качество перевозки, следует подготовить претензию в адрес перевозчика, в которой он вправе потребовать в соответствии со ст. 29 Закона №2300-1 устранение недостатков услуги в процессе поездки; уменьшение цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения; возмещение расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Целесообразно, в качестве доказательств к претензии приложить документированные материалы, свидетельствующие о недостатке услуги.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества. Убытками, также могут быть денежные средства, уплаченные за некачественную или не оказанную услугу.

Обращаем внимание, в случае нарушения прав потребителя – пассажира при оказании услуги по перевозке легковым такси изначально заявителю необходимо направить претензию в письменном виде по месту нахождения перевозчика. В случае неудовлетворения перевозчиком требований в добровольном порядке либо неполучения ответа на претензию в установленный срок, потребитель вправе обратиться в суд. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

Версия для печати       Сохранить в DOC