100-летие службы
Управление
Основные направления деятельности
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Противодействие коррупции
Государственная служба и кадры
Обращения граждан
Государственные услуги
Информирование
 
Перечень основных законов и нормативных правовых актов
 
Перечень обязательных требований
 
Руководства по соблюдению обязательных требований
 
Риск-ориентированная модель организации контрольно-надзорной деятельности
 
Индикаторы риска
 
Объекты контроля
 
Профилактика рисков
 
Перечень сведений по запросу контрольного (надзорного) органа
 
Проверочные листы
 
Получение консультации
 
Меры стимулирования
 
Порядок досудебного обжалования
 
Доклады
 
Часто задаваемые вопросы
Абитуриентам
Деятельность территориальных отделов
Документы
Пресс-центр
Консультирование потребителей
Консультирование контролируемых лиц
Дополнительные информационные ресурсы
 
Войти
ИнформированиеЧасто задаваемые вопросы

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), существенно изменяющий действовавший уже более 10 лет порядок организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Указанным законом предусмотрены пределы правового регулирования. Так, его положения не распространяются на расследование причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; проверку устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности и др.

Закон №248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям. Наряду с ранее применяемыми профилактическими мероприятиями, такими как объявление предостережения, консультирование, закреплен ряд новых, например, профилактический визит – беседа по месту деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Выявление по итогам визита нарушений не является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об его устранении.

Закон №248-ФЗ значительно расширил перечень контрольных (надзорных) мероприятий. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.

Помимо ранее предусмотренных Законом №294-ФЗ контрольных закупок, документарных и выездных проверок Закон №248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:

- мониторинговая закупка – мероприятие, в ходе которого должностным лицом контрольного (надзорного) органа совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;

- выборочный контроль – мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;

- инспекционный визит – мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Закон №248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольных (надзорных) действий: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза.

Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.

Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ;

6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Сокращены сроки проведения проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.

 

Версия для печати       Сохранить в DOC