Неисполнение туроператором условий договора, финансовый крах туроператора, – к сожалению, одна из распространенных проблем на рынке туристических услуг. Покупатель тура ожидает приятной поездки, долгожданного отпуска, а взамен получает некачественные услуги, не соответствующие обещаниям турагента, а нередко поездка срывается вовсе: отменяется рейс, бронь гостиницы и т.д. Также встречаются случаи, когда турист не может поехать в путешествие по иным, не зависящим от него и туроператора причинам (проблемы с визой, здоровьем и проч.). О том, как быть в этих случаях, можно ли вернуть деньги за путевку и как действовать, расскажем ниже. Согласно ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» турист вправе отказаться от исполнения договора о путевке в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнение обязательство по данному договору. Исполнителем по договору о реализации туристского продукта является туроператор. Однако каждая из сторон (турист или туроператор) вправе потребовать расторгнуть договор о реализации туристского продукта при существенном изменении обстоятельств. Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам. Соответственно, если туристическое путешествие срывается в связи с этими обстоятельствами, потребитель вправе обратиться к туроператору и потребовать возврата денежных средств в полном объеме. Для обращения к туроператору потребителю необходимо выразить свои требования в письменной виде и направить их на официальную электронную почту туроператора либо направить на юридический адрес туроператора заказным письмом с обратным уведомлением и описью вложения. Данную позицию поддерживает Верховный суд РФ и коллегия по гражданским спорам Верховного суда РФ. Так, при рассмотрении одного гражданского спора о возврате денежных средств за несостоявшийся тур в связи с болезнью потребителя, коллегия Верховного суда РФ разъяснила, что при отказе от совершения путешествия при наличии обстоятельств, независящих от потребителя, туроператор возвращает туристу денежные средства в полном объеме (дело № 78-КГ19-57). Таким образом, при возникновении обстоятельств, не позволяющих воспользоваться приобретенной туристической путевкой, потребитель вправе обратиться к туроператору и вернуть денежные средства за несостоявшееся путешествие. |