100-летие службы
Управление
Основные направления деятельности
Профилактика инфекционных заболеваний
Санитарный надзор
Защита прав потребителей
  
Законодательство в сфере ЗПП
  
Справочная информация
  
Деятельность в сфере ЗПП
  
Вопрос-Ответ
  
Защита прав потребителей в схемах
 
Санпросвет
Контрольная (надзорная) деятельность
 
Деятельность по оказанию государственных услуг
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Информационные системы, реестры Роспотребнадзора
Евразийский экономический союз
 
Политика в отношении обработки персональных данных
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Противодействие коррупции
Государственная служба и кадры
Обращения граждан
Государственные услуги
Информирование
Абитуриентам
Деятельность территориальных отделов
Документы
Пресс-центр
Консультирование потребителей
Консультирование контролируемых лиц
Дополнительные информационные ресурсы
 
Войти
Основные направления деятельностиЗащита прав потребителейДеятельность в сфере ЗПП

У каждого человека в жизни возникали ситуации, когда он приобрел, товар, который впоследствии не подошел или перестал нравиться, или оказался не нужен.

Возникает вопрос: можно ли вернуть такой товар в магазин, если в нем не обнаружились дефекты? Есть ли так называемый «период охлаждения» к покупке?

Согласно действующему законодательству потребитель имеет право на обмен качественного товара. В случае отсутствия на день обращения в продаже аналогичного товара, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате денег подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня обращения.

Но не каждый товар можно обменять! В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, обменять товар надлежащего качества при ряде условий:

- обмену подлежат только непродовольственные товары;

- потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретенному, но другой по расцветке, фасону, форме, габаритам, размеру и комплектации;

- обмену подлежат лишь товары, которые не были в употреблении, сохранились их товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки и упаковка, имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату данного товара документ (однако отсутствие документа об оплате не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания);

- ограничен срок обмена: потребитель может обменять товар лишь в течение 14 дней, считая со следующего дня после покупки. Если день покупки не совпадает с днем передачи товара, 14 дней исчисляются со следующего дня после передачи товара потребителю. Если товар нуждается в специальной установке, подключении и т.д., 14 дней исчисляются со следующего дня после их осуществления.

- не все виды непродовольственных товаров подлежат обмену.

Перечень товаров, которые не подлежат обмену, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.

2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).

3. Парфюмерно-косметические товары.

4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и др.), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.) и другие товары, цена которых определяется за единицу длины.

5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования).

7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

8. Мебельные гарнитуры бытового назначения.

9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.

12. Гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия, патроны к гражданскому оружию, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.

13. Животные и растения.

14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Обращаем ваше внимание, что согласно п.8 Перечня не подлежат обмену только мебельные гарнитуры бытового назначения, то есть потребитель вправе обменять, например, диван или кровать, стол и т.д., приобретенные не в составе мебельных комплектов (гарнитуров).

Вернуть товар, купленный в интернет-магазине, тоже можно, но в этих случаях действуют другие правила.

Если заказ оформлен в интернет-магазине, по каталогу или после рекламы по радио (то есть в тех случаях, когда до оформления покупки вы не могли воочию увидеть потрогать и иным образом непосредственно ознакомится с товаром), условия для обмена и возврата другие.

Во-первых, в этом случае не действует перечень исключений по отдельным категориям товаров для обмена. В отличие от обычной покупки для дистанционных покупок нет списка «невозвратных» товаров. Единственное исключение – товары, которые изготавливают специально для вас на заказ.

Во-вторых, правила дистанционной торговли действуют только при покупке у хозяйствующих субъектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При покупках у физических лиц – на сервисе «Авито», «Юла» и им подобным, или через группы совместных покупок – законодательство о защите прав потребителей не применяется.

В-третьих, от возврата товара в обычный магазин дистанционная покупка отличается тем, что ее можно вернуть сразу, без попытки обменять и без объяснения причин.

В-четвертых, срок возврата – в любое время до передачи товара, а после передачи – в течение семи дней. Вместе с тем существует еще одно правило: потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме на русском языке предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара, которой необходимо следовать при отказе от покупки. Зачастую эта информация вложена в заказ, либо курьер при доставке просит подписать документ о получении такой памятки. Если же такая информация не доведена, срок отказа от товара увеличивается до трех месяцев.

Условия возврата аналогичны обычным покупкам: должны быть сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также иметься документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Необходимую информацию и консультации по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону 8-800-200-81-72 в рабочие дни с 9 до 13 часов или 8-800-555-49-43 (круглосуточно).

Версия для печати       Сохранить в DOC